1

Заброшенный цех прототипов

Одной летней ночью, нам удалось попасть на один из крупных авиационных заводов Москвы. На территории которого мы обнаружили выведенный из эксплуатации цех, производивший по лицензии МАИ детали, для некоторых видов самолетов.
 
В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного института (МАИ) было образовано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. В 1982 г. СКБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ).







01. В 1999 году указом Президента России сотрудникам МАИ и сотрудникам завода, фотографию одного из цеха которого мы видим, были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов.



02. Одним из самых успешных проектов ОСКБЭС был самолет Авиатика-МАИ-890. Начали разрабатывать этот легкий многоцелевой самолет в 1987 году. Первый полет он совершил в 1989 году. В этом же году начались его поставки и эксплуатация.



03. С 1992 года было произведено и продано более 200 самолетов Авиатика МАИ 890. А в 1999 году на самолет был получен российский сертификат.



Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 на этом заводе, 1993 г.

04. Несколько слов о самолете Авиатика-МАИ-890. Это легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т. д. Относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane). Есть двухместная вариация -и сельскохозяйственная версия -. Последняя версия предназначена для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий и знаменита тем, что получила в 2002 году специальный сертификат, и на данный момент это первый и единственный сертифицированный сельскохозяйственный самолет в России.



05. На базе Авиатики-МАИ-890, так же был создан. Автожир - винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира — «гироплан» (этот термин официально используется FAA), «гирокоптер» (терминология Bensen Aircraft), и «ротаплан». Википедия Первый полет МАИ-205 совершил в 2001 году.



06. На данный момент проект заморожен.



07. Несмотря на то, что со стороны улицы цех кажется рабочим, он полностью заброшен.



08. Каждый день мимо него проходит огромное количество людей и проезжают тысячи машин, но вряд ли кто-то догадывается, что за фасадом четырехэтажного дома, обвешанного кондиционерами, стоят покрытые пылью и птичьим пометом самолеты.



09. Помимо Авиатики в цеху создавался еще один интересный самолет - Т-101 Грач.



10. В начале 90-х годов прошлого века. В нашей стране возникли большие трудности в авиастроении, крупные проекты были заморожены, разработки чего-то нового прекратились. Но не смотря на все сложности на предприятии "Рокс-Аэро"начались работы по проектированию Т-101. В 1992 году была начата разработка и уже 1993 году в этом цеху был построен первый самолет.



11. В декабре 1994 года Т-101 впервые поднялся в воздух пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Заболотским. Ви́ктор Васи́льевич Заболо́тский (род. 19 апреля 1946, Москва) — заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, президент Федерации любителей авиации России. Многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.



12. При разработке Т-101 Грач учитывалось много факторов. Самолет должен был быть простым и надежным в плане конструкторских решений, дешевым в производстве, с возможностью эксплуатации с небольших грунтовых площадок. Т-101 должен был иметь функцию быстрого переоборудования, чтобы его могли применять в качестве санитарного самолета, аварийно-спасательного, патрульного, для десантирования грузов и людей.



13. Летчик-испытатель Виктор Васильевич Заболотский после первого же полета сказал: "Из кабины не вылезу. Вот уйду на пенсию, и буду летать на этом самолете!" В результате двух десятков полетов Заболотского на "Граче" подтвердились все заложенные конструкторами характеристики.



14. Заболотский подмечал: - Верю, "Грач" станет массовым самолетом. Особенно он пригодится для Севера и Востока, в глухих регионах, где нет дорог. Порукой тому - возможность посадки на малых площадках, отсутствие необходимости подогрева двигателя даже при сильных морозах. Аэродинамическое качество Т-101 достаточно высокое: при площади крыла на 2/5 меньшей, чем у Ан-2, скорость отрыва его на 20 км/ч меньше. Главное же достоинство "Грача" - исключительная экономичность двигателя. Стоимость керосина дляв два раза дешевле авиационного бензина, а на Севере - в четыре раза! Ми-8, например, расходует 1000 л топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на 4 часа.



15. Помимо описанных сверху плюсов, был еще один немаловажный. Стоимость самолета была в 2-3 раза ниже, чем на аналогичные многоцелевые транспортные самолеты.



16. Но несмотря на все положительные моменты, самолету так и не удалось выйти в серию. В этом цеху было создано 50 самолето-комплектов, а вот продать их не удалось. По банальной причине: отсутствие финансов у авиакомпаний в середине 90х годов.



17. Хотя есть еще шанс, что труды сотрудников конструкторского бюро и завода не пропали зря. Т-101 стал прототипом для нового самолета Виконт V100.



18. Разработчиками нового самолета стала Авиастроительная корпорация «АСА-Аэродизайн» и ОСКБЭС МАИ.



19. Корпорация купила 20 сборкомплектов "Грачей" и на их основе будет производить Виконт V100. Так что не все еще потеряно.



20. Но то что не выкупили, так и осталось лежать в цеху.



21. Покрываясь пылью и грязью.



22. Описанные выше модели самолетов, были не единственные в заводском помещении.



23. Натурный макет проекта самолёта Е-1 ЗАО "САВИАТ"



24.Легкий четырех-пятиместный самолет "Е-1" предназначен для использования: в качестве личного транспортного средства ("летающего автомобиля")



25.Приблизительная стоимость "летающего автомобиля" состовляет 150 000 $



26. Т-411 "Аист"



27. Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Т-411 началась в 1994 году в фирме "Рокс-Аэро" совместно с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. За основу конструкции был взят планёр самолёта.



28. В 1997 году было созданно два прототипа. В этом же году самолет был показан на авиасалоне МАКС-97.



29.Аэродинамическая схема самолёта представляет собой однодвигательный моноплан. Конструкция самолёта состоит из каркаса, сваренного из стальных труб (сталь 4130). Обшивка выполнена из набора профилей (Д16Т).



30.Т-411 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояния до 1200 км. Конструкция позволяет быстро переоборудовать его в санитарный, патрульный, аэротакси. Самолёт отличается простотой пилотирования, не требователен к средствам наземного обслуживания.



31.



32. Продолжим гулять по цеху. Далее фотографии с небольшими комментариями.



33. Очень много стеллажей с деталями. Ощущение, что всех выгнали в один момент и никого больше не пускали обратно.



34.



35. Оборудование по виду еще в работоспособном состоянии. Цех пока не начали еще разрезать на металлолом.



36.



37.



38. Очень и очень часто, встречаю в цехах подборки вырезанных из газет девиц, с практически полным отсутствием одежды. Сразу видно, мужики работали.



39. В уголке нашлись стапели с кабинами для истребителей.



40.



41. Общий вид на один из двух залов данного цеха.



42. В целом жалко загубленное производство такого масштаба, но хорошо, что разработки этого цеха нашли свое продолжения на других площадках.



Технические характеристики описанных в этом посте моделей самолетов:

Т 411 "Аист"

Т-101 Грач

Авиатика-МАИ-890

МАИ-205

Е-1

В написании использовались материалы следующих сайтов:

Большая авиационная энциклопедия "Уголок неба"

Официальный сайт ОСКБЭС МАИ

Большое спасибо pkk_avia за исправления и дополнительную информацию.

Разместить за 20 жетонов
Бывший коллега порадовал: идёт с любимой к нотариусу. Ну, наконец-то, брачный контракт оформят и в ЗАГС, ура! Дудки. Хочешь свадьбу – похудей. За каждый лишний грамм – штраф, за оставшийся сантиметр – санкции. Соответствующий договор составят и юридически заверят на днях. Они друг друга любят…
Это не Китёнок. Китёнок композитный. Это Т-411, также, как и Т-101 разработан коллективом Е.П. Грунина. Делался он под крышей Хруничева, видимо, попал в ангар также как и самолеты 101 в надежде на последующие заказы и производство.
Также забыл указать, что в конструкции Т-101 использовались части фюзеляжей списанных Ан-2.
Вообще-то я потихоньку готовлю материал о самолётах Грунина, а эдесь такой дополнительный материал!
-Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 в данном цеху-
Скорее всего нет. Призводство Авиатик осуществлялось на заводе в Луховицах.
На сколько я понял, это - МАПО им. Дементьева, бывшее "Знамя Труда". Так вот серийное производство Авиатики было как раз на нем, по крайней мере, до 1996 года. Что дальше и где дальше, пусть расскажут более компетентные и относящиеся к вопросу инженеры. Там еще Ил-114 собирали, кажется одни из первых...
У Вас потрясающе интересный журнал.
Смотрю Ваши отчеты и мучает ностальгия, по временам когда в цехах велись разработки и кипела работа. Очень больно смотреть на вот такие вот остатки НИИ и ЦКБ. Эх. :(
23, 24, 25
Это натурный макет проекта самолёта Е-1 ЗАО "САВИАТ", Главный конструктор Егер Владимир Сергеевич. Информация по проекту есть здесь: http://www.aviaport.ru/directory/aviation/e1/

Подсказал Олег Овсянников, один из руководителей работ по восстановлению УТИ МиГ-15. Спасибо ему.
(Анонимно)
Данный цех никогда не имел отношения к МАИ. За фото этого цеха вполне и сейчас могут слегка пожурить компетентные органы. Фотографирование там категорически запрещено.На основании Вашего неточного высказывания вышел ругательный видеосюжет http://www.m24.ru/videos/2426
А то что Погосян став генеральным закрыл ВСЕ проекты по малой авиации - это не вина МАИ. Мы по мере сил строим и ничего у нас не заброшено.
Этот цех имел прямое отношение к МАИ. До 2000х годов все разработки велись в нем. Видеосюжет конечно драматизирует, но в принципе всем и так понятно, что в нашей стране сейчас все разваливается. Я в конце поста писал, что многие проекты перешли на новые площадки, а ответственности кроме статьи 20.17 я не могу нести.
Видно нелегкий технологический процесс. Сейчас наибольший интерес представляют композитные материалы и экономичные двигатели. А вот насчет машины-самолета - прямо технологии будущего для тех лет)
Сирша, Спасибо! Ты мне моСК вынес своими журналами..... Я уже неделю не могу в себя прийти... Такой бля декаданс.... Ты вааще на уровне крутейшего ниндзи- как по технике, так и по "ударам". Сверхвыразительно!!! Полный пиздец! Твой journal- первый в десятке, удививших меня за всё время. Спасибо тебе!