1

На крыше старого кладбища


2010 год. Комплекс Москва-Сити мелькает практически на всех фотографиях сделанных с крыш. Многим уже начинают надоедать эти снимки, но от этого их поток не иссякает. Поддавшись общему увлечению, я тоже захотел сделать фотографии с плотной застройкой небоскребов, на Пресненской набережной. Для своих целей, я выбрал довольно удачную точку, на крыше здания построенного в 50-х годах, прямо напротив небоскребов.





01. Место с которого я сделал эти фотографии ведет свою историю с 1771 года. Именно тогда Императрица Екатерина II постановила организовать за пределами города Москвы несколько кладбищ. Потребность в местах для захоронения, встала остро из начавшейся эпидемии чумы (1771-1773), которая на своем пике уносила жизни 1000 москвичей в день. Так появилось Дорогомиловское кладбище, в народе - "моровое".



02. Захоронения на нем проводились вплоть до 1938 года. В следующем году кладбище было закрыто и родственникам усопших было предложено перезахоронить останки на других кладбищах, так как на этом месте планировалось построить несколько жилых домов. После окончания Великой Отечественной войны началась ликвидация кладбища. К этому моменту было перезахоронено всего лишь около 20% могил. Остальные же начали постепенно сносить параллельно со строительством, поэтому полностью кладбище исчезло только к началу 60-х годов прошлого века.


Немецкая аэросъемка 1942. Кладбище пока еще на месте.

03. Раньше вместо этого скверика располагалось еврейское кладбище, на котором была могила российского художника Исаака Левитана (после закрытия Дорогомиловского кладбища его прах был перенесен на Новодевичье кладбище).



04. Во время строительства домов, захоронения разрывались строительной техникой и перемешивались с грунтом. Из-за этого останки порой доставались местной детворе, среди, которых иногда находились интересные вещи, помимо черепов и костей, - например, пуговицы с мундиров времен Отечественной войны 1812 года (на кладбище были захоронены погибшие по дороге в Москву от тяжелых ранений солдаты). Юнцы постарше занимались поиском золотых коронок.


Фотография 1959 года. На ближнем углу здания находится моя точка съемки.

05. Чаще всего на месте кладбищ строятся парки, скверы или промышленные объекты, но в этом случае произошло исключение - был построен довольно престижный жилой район. Все новые дома были выполнены в духе сталинского ампира. Такого рода декоративные оформления как балюстрады, что на фотографии, характерны для домов построенных в этом стиле.



06. Но давайте переключимся к тому ради чего я лез на эту крышу два года назад - панораме комплекса "Москва-Сити".



07. Московский международный деловой центр "Москва-Сити" виден практически отовсюду в городе. Выпущено огромное количество календарей, открыток и рекламных плакатов с фотографиями этого комплекса снятого со всех ракурсов, которые только можно придумать.



08. Но всего лишь каких-то четверть века назад это место ничем не выделялось и выглядело со стороны набережной вот так:



За домиками на фотографии выше, располагалась промзона с бетонным заводом - "Стройдеталь".


Снимок сделанный американским спутником в 1966 году.

09. Но самое интересное находилось на этом месте еще раньше. В XIV веке здесь были каменоломни, в которых добывали известняк для строительства белокаменной Москвы. Спустя век они были заброшены, так как итальянские мастера предпочли мячковский известняк. Какое-то время каменоломни использовали как тюрьму, но из-за частых побегов ее закрыли. Широкая сеть подземных галерей стала домом для различных маргиналов и о ней забыли. Вспомнили же, когда от времени своды начали обваливаться и стали появляться провалы в земле, ведущие в каменоломни. В 1889 году, примерно там, где сейчас стоят башни "Москва-Сити" произошел очередной провал "спустившиеся вниз, попали в лабиринты, тянувшиеся вдоль реки. Ходы здесь чередовались с залами, где стоял целый лес каменных столбов, высота их достигала 3 метров". Судя по всему каменоломни тянулись с двух сторон Москва-реки на левом берегу от Москва - Сити до "Парка Красная Пресня", на правом берегу вдоль набережной Тараса Шевченко. Сейчас же из-за интенсивного строительства в этом районе, от них скорее всего ничего не осталось.



10. Теперь уже ничего не напоминает о каменоломнях и заводах, которые были до этих небоскребов.



11. Помимо делового центра с крыши еще хорошо просматривается строительство 168 метрового бизнес-центра Mirax-Plaza. Раньше внутри здания пульсировало сердце, сделанное из прожекторов и красной ткани. Сейчас этого узнаваемого элемента нет и здание стало пустой коробкой.



12. Дорогомиловский автодорожный и железнодорожный мост. В отражение на водной поверхности можно рассмотреть второй уровень моста, который делался для транспортной системы Внуково-Шереметьево, на этом уровне так же есть пешеходная галерея, имеющая одну маленькую особенность. С южной стороны моста на нее попасть можно, а с северной нельзя, как следствие, перейти по пешеходной галереи на другую сторону не получится.



13. Автодорожный мост в отличии от железнодорожного совсем "молодой" их разница в возрасте 93 года.


Машинка заболела.

14. Бизнес-центр "Северная башня", с самым высоким атриумом в Европе (80 метров), который интересен своей системой освещения, в темное время суток или когда пасмурно, включается подсветка из мощных прожекторов, направленных на светорассеиватели, тем самым создавая в атриуме имитацию естественного дневного освещения.



15. В 2010 году самая левая башня на фотографии была уже год как заморожена, строительство остановилось на отметке 221,7 метр. В 2012 году все проблемы были решены и башню "Евразия" начали достраивать.



16. В правой стороне фотографии виднеется "Башня 2000", в ее сторону я и направлю объектив дальше.



17. В дополнение к железнодорожному и автомобильному мосту, с этой крыши можно лицезреть первый и единственный торгово-пешеходный мост "Багратион". Мост был открыт на 850-летие Москвы в 1997 году. Состоит из двух уровней. Нижний полностью застеклен и снабжен травалаторами для удобного перемещения. Верхний частично застеклен и имеет смотровую площадку. С одной стороны мост имеет выход на станцию метро "Выставочная" с другой же совмещен со зданием "Башня 2000". На мосту так же расположены торговые павильоны. Помимо описанных плюсов у моста имеются и недостатки: мост работает с 07:00 до 24:00, выход на станцию метро теперь закрыт, смотровая площадка закрыта.



А вот так это место выглядело в 1964 году.



Самое начало строительства моста 1995-1996 год.



18. Первое построенное здание в комплексе "Москва-Сити". На официальном сайте забавная ошибка в описании небоскреба - "Он является одним из самых знаковых зданий Краснопресненского района. Строительство здания началось в 2006 году и закончилось в 2001. «Башня 2000» выступает единым архитектурным ансамблем с пешеходным мостом "Багратион" через Москву-реку - единственным подобным объектом в Москве."



19. Еще одна фотография небоскребов образца осени 2010 года, сейчас уже такую не сделать из-за появившихся новых башен. Было бы очень здорово установить на этой крыше камеру и делать последовательные снимки каждый день, чтобы можно было совместив их увидеть как строился деловой центр.



20. Дорогомиловские мосты с немного другого ракурса. До появления автомобильного моста, тут находился Смоленский железнодорожный мост. В 1998 году он был разобран, а оставшиеся опоры немного модернизированы для новой двухуровневой платформы. 30 декабря 2000 года на месте железнодорожного открылся новый автомобильный мост



Смоленский мост на фотографии 1993 года.



21.На этом очередное мое посещение крыши закончилось.



С публикацией этого поста я начинаю, по-тихонько приводить в нормальный вид самые первые посты в этом журнале добавляя текст и ранее не выложенные фотографии.

Старые фотографии взяты с этого сайта
Старые карты, взяты этого сайта

Если Вам нравятся путешествия по таким местам то добавляйтесь в друзья.

promo saoirse_2010 september 7, 2012 17:36 56
Buy for 10 tokens
Одной летней ночью, нам удалось попасть на один из крупных авиационных заводов Москвы. На территории которого мы обнаружили выведенный из эксплуатации цех, производивший по лицензии МАИ детали, для некоторых видов самолетов. В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного…
Отличные фото и интересный рассказ, спасибо!
Про кладбище бррр, конечно. но, есть подозрение, что сама живу в районе бывшего некрополя)))
а можно поподробнее про "В отражение на водной поверхности можно рассмотреть второй уровень моста, который делался для транспортной системы Внуково-Шереметьево" ??
откуда инфа и где там второй уровень?
я сам так был
но там высота слишком низкая для нормального проезда грузовиков
и в стороне кутузовского проспекта эта "дорога" упирается в тупик.
мне было интересно откуда инфа про трассу "внуково-шереметьево"?
я думаю там планировали сделать первоначально пешеходную галерею
Там не для машин, а для скоростных поездов пути. Информация есть на викимапии, википедии, сайтах посвещенных этому мосту, на сайте управы района. Строительство скоростной жд дороги было заморожено, в 2012 о ней опять стали думать. Так что это как станция деловой центр - задел на будущие.
Отлично и очень интересно. Спасибо огромное! Там какая-то же (забыл как называется) темная история с самой высокой башней, которую так и не начали строить... там где провал между замороженной слева и центральной группой башен. Ходили слухи, что что-то пошло не так при закладке фундамента, чуть ли не треснул он, возможно, из-за пустот в грунте...
(Анонимно)
Жаль , все очень жаль , и Москва - Сити ужас нагоняет и мост Багратион примитивная тяжелая конструкция . Все в этом я вижу какой то "не обтес". Желаю Вам удач !