1

Убежище "Опытного завода № 300"



В 1943 годуА.А. Микулин основывает "Опытный завод №300", который становится одним из старейших предприятий по разработке двигателей для летальных аппаратов. Завод за свою более чем 70-летнюю историю создал не менее семи двигателей, ставшими для своего времени лучшими в мире. Предприятие существует и сейчас. И занимается разработкой турбореактивных двигателей для летательных аппаратов, а так же газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов, и разработкой энергоустановок на их основе.

Хотя опытный завод №300 живет и в наше время, но его историческая территория претерпела глобальные изменения. По состоянию на 2014-й год большая часть завода, которая раньше была местом для выдающихся конструкторов и инженеров, стала бизнес-парком — оплотом для бездушной коммерции. Персонал же ведущего российского предприятия по разработке и сопровождению двигателей сократился в 30-ть раз. В конструкторских бюро тоже произошли потери сотрудников и на данный момент их количество сократилось в 15-ть раз.

Текущая ситуация и стала той причиной, по которой мы приехали в это место.





01. Выискивать среди нескольких десятков зданий, которые уже сданы в аренду или проданы частным конторам, те, которые все еще работают на авиамоторный завод, оказалось затруднительно. Все-таки частная собственность охраняется куда лучше, чем государственные предприятия, а остатки нужного нам завода разбросаны по всей территории. Поэтому возникла мысль поискать там, куда еще не добралась алчущая рука коммерции — под землей. Понимая, что такое предприятие просто не может быть без убежищ и зная, как их находить, мы довольно быстро нашли укромный уголок с оголовком аварийного выхода.



02. Как обычно и бывает, спускаясь в убежище, не знаешь, что нас там может ждать. Будучи практически уверенными, что нас ждет подгнившее и полузатопленное сооружение, мы были удивлены тем, что оказались в таком месте, где остались фрагменты истории того времени, когда сверху были цеха и во всю мощь шла работа над новыми двигателями.



03. Естественно, без стандартных для убежищ наборов "средств защиты для укрывающихся" не обошлось. Хотя их эффективность крайне сомнительна, учитывая, что они датированы 1959-м годом.



04. Как и в любом уважающем себя убежище тут есть ФВУ, правда, как и в случае со средствами индивидуальной защиты, она мало кому поможет, так как фильтры-поглотители должны сменяться каждые пять лет, а эти ФП были произведены в то десятилетие, когда Юра Гагарин сказал "Поехали!".



05. Для потребностей естественного характера были оборудованы индивидуальные кабинки с максимальными удобствами для советского человека. Тут же на одной двери висит раритетный календарь 1977 года.



06. Плакатов на тему гражданской обороны, на удивление, не обнаружилось. Зато сохранилась инструкция для личного, двухсменного, круглосуточного поста возле входа в убежище. Сейчас этого входа уже не существует.



07. Какое-то время в защитном сооружение располагался кружок местной стенгазеты. В шкафу, который не попал в кадр, лежал набор красок, батарея пустых бутылок из под крепкого алкоголя и ватманы, что явно намекало на то, что тут работали творческие люди.



08. Называлась стенгазета — "Конструктор" и на стене осталась одна из работ на тему "8 марта".



09. На столе у художников обнаружился механический калькулятор немецкого производства "Soemtron". Более современный электронный калькулятор этой марки даже засветился в советском кинематографе в фильме "Служебный роман"



10. Проходы и большинство помещений захламлены всем тем, что несколько десятков лет назад было жалко выкинуть, но уже и не используется. С одной стороны это, конечно, мусор, но для меня это живая история предприятия, которое в советское время было под грифом "секретно" и далеко не каждому удавалось тут побывать.



11. Оказавшись в очередном помещении забитом ящиками, я не сразу приметил дверь в конце комнаты, которая была заперта и заставлена ящиками. Поняв, что за эту дверь другими способами не попасть, пришлось пройти сквозь нее.



12. Приведя себя в порядок после телепортации за дверь и включив свет я очутился в помещении со стеллажами забитыми различными папками. В этой комнате было намного чище, чем в других помещениях, оно и не удивительно, ведь просто так сюда не попасть, а выход, ведущий из этой стороны убежища на поверхность, уже перестал существовать.



13. Все стеллажи оказались заполнены архивами. Не меньше 50-ти лет истории завода оказалось в этой небольшой комнате под 2~3-мя метрами от поверхности земли.



14. Взяв несколько папок наугад и посмотрев содержимое, я увидел огромное количество чертежей деталей, описи проведенных экспериментов и много другой технической информации.



15. В лучшие годы опытного завода № 300 моя прогулка по архиву была бы маловероятной, но если бы даже мне это и удалось, скорее всего, я был бы задержан и через пару дней допросов газета "Правда" опубликовала бы статью о поимке шпиона капиталистических стран и его последующем расстреле.



16. Помимо технического архива, на полу лежали фотографии с досок почета, за разные годы работы завода.



17. В этой же куче нашлась папка с зафиксированными несчастными случаями на производстве в 1945 году. В документах описаны самые разнообразные травмы полученные сотрудниками начиная от небольших ожогов, заканчивая оторванными конечностями. После каждого такого ЧП проводилась проверка и делались выводы. Не зря говорят, что правила техники безопасности написаны кровью.



18. Но найденный архив это еще не все, что нам попалось в убежище. Здесь оказалась и часть библиотеки завода.



19. Возможно сюда перенесли библиотеку из-за пожара, следы которого видны на книгах, а может нужно было освободить место под очередной офис и книги убрали с глаз подальше.



20. Все книги старые, некоторым уже больше полувека и все они на техническую тему, за исключением собрания сочинений Ленина.



21. Большинство атласов конструкций были напечатаны государственным издательством «Машиностроение», сокращено - "МАШГИЗ".



22. Под этим названием выпускалась научно-техническая литература с 1938-го по 1963-й года. Так что, можно сказать, что это практически раритеты.



23. Книг очень много, стеллажи забиты доверху. И стоят они вплотную друг к другу, из-за чего доступа к дальним рядам нет.



24. В убежище так же перенесли и библиотечную картотеку.



25. Все карточки разложены в алфавитном порядке.



26. Вместе с библиотекой вниз, на вечный покой, ушла и устаревшая вычислительная техника.



27. Старые компьютеры, принтеры и т. д. стоят на столах, на полу и везде, где есть место. Сейчас многие мобильные телефоны обладают большим вычислительным потенциалом, чем вся эта техника, что лежит в убежище.



28. Убежище, которое стало чем-то вроде пыльного чердака со старыми вещами, совсем небольшое. Через какое-то время и этот островок сохранившейся истории авиамоторного завода, скорее всего исчезнет, так же, как и последние цеха, которые планируют вывести за город. А еще через пару десятков лет ничего на этой территории, кроме мемориальной доски, не будет напоминать о некогда стоявшем тут оборонном заводе.




Если Вам нравятся путешествия по таким местам то add-friendдобавляйтесь в друзья в один клик

Сделал группу вконтакте, в которой буду добавлять не вошедшие в посты фотографии и т.д.

promo saoirse_2010 september 7, 2012 17:36 56
Buy for 10 tokens
Одной летней ночью, нам удалось попасть на один из крупных авиационных заводов Москвы. На территории которого мы обнаружили выведенный из эксплуатации цех, производивший по лицензии МАИ детали, для некоторых видов самолетов. В 1965 году на самолетостроительном факультете Московского авиационного…
Плакат на тему 8го марта срисован с Богоматери, только вместо младенца безбожники-конструкторы нарисовали двигатель...
Напоминает историю с плакатом к фильму 'Человек с бульвара капуцинов'.

Интересно, книги про механику так же устаревают, как книги про электронику?

А репортаж, как всегда интересный и-увлекательный. Жаль-короткий.

Edited at 2014-05-27 18:29 (UTC)
"летальных аппаратов" - звучит ужасающе :))
А если серьёзно, пост интересный, просмотрел с удовольствием :)
И да, когда бываю в подобных местах, книги всегда жалко больше всего, качество подачи материлал в советской литературе ИМХО на несколько порядков лучше современной. Конечно кое-что уже устарело, но базовые вещи всегда будут актуальны.
Хватит охать о том , чего вы не понимаете.
(Анонимно)
Давайте по порядку.

1. Техническая литература, на данный момент это макулатура, все и даже больше есть в электронном виде. Неужели вы хотите, что бы инженер сидел часами в технической библиотеке и рыл то, что ему нужно, вместо того, что бы в пару кликов найти информацию у себя на винте? Посчитайте сколько разных библиотекарей/заведующих/уборщиц для этого нужно и заодно переставайте охать об сокращении персонала и продаже части зданий.

2. Данные по экспериментам тоже в основной своей массе уже не имеют ценности в том виде, что описаны в этой статье. сейчас нет железного занавеса и есть интернет. Описание процессов по старым наработкам давно уже не секрет. По новым все в электронном виде. Заодно переставайте охать о том , что целые здания под лаборатории проданы, как и здания под чертежные и прочую лабуду. Вероятно вы не в курсе, что большинство экспериментов можно провести с помощью специализированных программах или компьютерах. Для практических есть современные небольшие лаборатории. Для тех экспериментов где нужен сам двигатель, уверен все осталось на месте.

3. Не нужно охать и ныть что все разваливается, любая вещь должна быть рентабельной, завод на дорогой земле менее рентабелен , чем на дешевой. Реалии таковы, что не нужно сейчас столько разных двигателей для страны и такие огромные производства по типу 60-70 годов с их технологиями.

Написано не автору, создалось впечатление, что он то как раз все понимает, написано по чтению постов людей которые осуждают явление, ничего не понимая в предмете.

Мимоинженерподобногозавода.
Re: Хватит охать о том , чего вы не понимаете.
(Анонимно)
В Японии 11 автозаводов. Все модели - мирового класса. Зачем им столько? И земли у них мало, и сырьё всё завозное. Ловили бы рыбу...