1

Заброшенная церковь XVIII века с хорошо сохранившейся росписью


В 1929 году в СССР начинается масштабная компания по борьбе с религиозными организациями, что приводит к массовому закрытию, уничтожению и перепрофилированию религиозных зданий не имеющих, по мнению местных исполкомов, исторической ценности. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тверской области не стала исключением. Вскоре после принятия Комиссией по вопросам культов упрощенной процедуры закрытия религиозных строений, церковь Благовещения прекратила свою деятельность, повторив судьбу большинства церквей того времени.





Начало, как и конец для этой церкви, было достаточно банально. Собрав достаточно денег с местных прихожан, стоящая на этом месте деревянная церковь, как в компьютерных играх, "апнулась" до кирпичной к 1776 году. Но это далеко не окончательное обновление храма. В промежутке между 1781 и 1803 годом соседняя деревянная церковь Сергея Радонежского, судя по всему, была разобрана и добавлена в виде нового придела к Благовещенской церкви. Так же в этом промежутке времени появилась колокольня. В 1804 году, в трапезной устроили еще один придел - пророка Ильи. До следующего, уже последнего, изменения архитектурного облика церкви пройдет больше 70 лет.

Придел - дополнительный алтарь со всеми необходимыми для литургии ( главнейшего христианского богослужения) атрибутами, включая жертвенник и престол. Устанавливается предел для того, чтобы в один день можно было проводить дополнительную литургию, так как по канонам православной церкви в день можно совершать только одно богослужение на престоле ( четырехугольный стол посреди алтаря). Соответственно если в церкви несколько пределов со своими престолами, то и литургий можно совершать несколько.





В 1881 году начинается , длившаяся около 10 лет, масштабная реконструкция по проекту архитектора Карла Ивановича Гельбига, которая мало что оставила от первоначального храма.


Этот восьмерик из белого кирпича то, что осталось от первоначальной церкви 1776 года. Фотография взята из блога Дениса Спирина

Несколько слов об архитекторе ¹ . Получив образование в Санкт - Петербурге, Карл Иванович был направлен для службы в Тверь. Участвовал в составе Комиссии по преобразованию тюрем Тверской губернии, проводил инженерные и строительные работы в них. Помимо тюрем К.И. Гельбиг занимался и церковным зодчеством, по его проектам был построен не один храм в Тверской губернии. Дослужился до звания губернского архитектора строительного управления Тверского губернского правления в 1887 году.



Церковь разрослась в три стороны, колокольня и трапезная были полностью перестроены, причем судя по конечному результату в план перестройки церкви были внесены изменения.


Проект перестройки церкви Благовещения. 1880 г.



Например, колокольня была перенесена на несколько метров западнее, что позволило значительно увеличить объем трапезной. Внешнее убранство было упрощено в особенности при строительстве новой колокольни в 1890-91-х гг.


Возможно изменения в проект были внесены епархиальным инженером В.И. Кузьминым, который наблюдал за ходом реконструкции на поздних этапах.

Но самое интересное оказалось не снаружи, хотя у церкви и богатая строительная история, а внутри. Весь потолок и стены были расписаны яркой клеевой росписью по большей части на основе гравюр немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.


Слева над аркой можно увидеть роспись по гравюре Карольсфельда - "Нагорная проповедь"

В сохранившейся первоначальной части церкви еще можно рассмотреть более раннюю роспись, предположительно сделанную в середине 19 века. Но и она была частично обновлена уже после реконструкции.


Снизу можно рассмотреть изображение "Страшного суда" на стене четверика.

1883 году была сделана живопись в приделах храма, а в 1893 году в трапезной и алтаре краснохолмским мещанином живописецом - Алексеем Емельяновичом Суворовым.


Роспись Алексея Емельяновича Суворова. Сверху "День пятидесятницы", справа "Новый Иерусалим", снизу "Снятие седьмой печати"


Гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Слева направо "День пятидесятницы", "Новый Иерусалим", "Снятие седьмой печати"



Известно так же, как минимум, еще об одном живописце - Александре Алексеевиче Бархатове работавшем в этом храме в 1877 году, он был нанят за счет прихожан Якова Ивановича Першина и Ивана Ниловича Серова. Сохранились его работы или нет так и не понятно, но очевидно, что росписи, которые дошли до наших дней - дело рук не одного мастера.


Роспись объединенная темой "Заповеди блаженства"

При этом, не смотря на небольшие различия в технике написания фресок, от разных авторов, они выглядят до сих пор красочно и гармонично друг с другом.



Если учесть, что храм уже заброшен больше 80 лет, такое сохранение потолочной росписи достаточно удивительно и делает эту церковь не такой уж банальной.







¹ Во всех источниках, которые я нашел по этой церкви указаны другие инициалы архитектора (К.К.), но какую либо информацию о таком человеке найти не удалось, но с инициалами К. И. нашелся человек, причем архитектор, который как раз работал в Тверской области и именно в эти годы, так, что я считаю, что именно человек с именем Карл Иванович и есть автор проекта по перестройке церкви.



Подписывайтесь на мой канал - Городские исследования